Нейропсихологические и кинезиологические упражнения
Нейропсихология изучает взаимосвязь психических процессов (память, внимание, речь, мышление, и т.д.) с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.
Кинезиология рассматривает физиологические, анатомические, биомеханические, патологические, нейропсихологические принципы и механизмы движения.
Для чего используются эти упражнения. Они позволяют сформировать…
– устойчивость и концентрацию внимания (на учебной задаче);
– продуктивность мыслительной деятельности;
– умение совершать нужные для решения учебной задачи мыслительные операции (анализ, синтез, выделение общего признака, исключение лишнего, выполнение задачи по алгоритму или образцу, перенесение способа решать задачи на другой материал и т.д.).
Эти упражнения направлены на:
— Развитие свойств внимания: (переключаемость, распределение, устойчивость).
— Развитие внимания и памяти по модально-специфическому типу.
— Развитие объема памяти. Развитие слухоречевой памяти.
— Развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
— Формирование ориентировочной основы деятельности.
— Развитие перцептивных обобщений с использованием различных форм.
— Формирование зрительно-моторной памяти.
— Развитие слухового гнозиса.
— Развитие фонематического анализа.
Как провести исследование «Динамический праксис»
В исследовании «Динамический праксис» проверяется возможность усвоения двигательной программы и сформированность кинетических механизмов серийной организации движений.
Задание: последовательно изучить две двигательные программы «ладонь-кулак-ребро» (ЛКР) и «кулак-ладонь-ребро» (КЛР), сначала правой, а затем левой рукой.
Комплекс упражнений, направленных на повышение нейродинамических показателей психической деятельности.
Цель: двигательные упражнения направлены на активизацию энергетического потенциала мозга при помощи ритмичных движений. Структуру движений задает ритм стихотворения. Упражнения способствуют также расширению словарного запаса, двигательного репертуара и развитию воображения и креативности ребенка.
«Фокус»: С периодичностью в 5-8 секунд педагог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Держим части тела на счет педагога. Задача ребенка показать названную часть тела.
«Запретное движение»: Педагог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
«Кузнецы…»: Дети складывают руки так, как будто у них в руках молот, и куют железо. Затем дети представляют, что у них в руках пластилин, и раскатывают воображаемые «шарики» (круговыми движениями), колбаски (движение растиранием ладошек). В растирание можно включить разный темп – медленно-быстро.
«Бросаем мячики»: Играем воображаемым мячом – бросаем прямо, вверх, правой – левой рукой, обеими руками и т.п. Усложняем с пространственными ориентировками.
«Гусеница, змея»: Дети изображают гусеницу руками (волнообразные движения руками по парте), комариков (указательные пальцы «кружатся» в воздухе, кобру – кисти ладоней полусогнуты, локти на столе, лягушки – ладошки «прыгают» по столу. Можно включить разный темп – медленно-быстро, и пространственные ориентировки – высоко-низко. «Круг, квадрат, треугольник» – дети вытягивают формы и «превращаются в них». Каждой форме соответствует действие: 92 – круги – произносят протяжно «О-о-о-о..» – треугольники – хлопают. – квадратики – топают. Педагог называет фигуру – дети включаются с соответствующим движением, постепенно переходим к уровню «путанья» детей.
Жестовая гимнастика
Упражнения выполняются по образцу учителя
Рисование двумя руками
Упражнения выполненяются поочередно двумя руками, слева направо, и справа налево